Кто такие Кыпчаки ?

Кто такие Кыпчаки ?

Кыпчаки
Кыпчаки — монголоидное, в основном, объединенное тюркоязычное
племя, являвшееся одной из ветвей западных тюркитов («голубых тюрков»).
Под этим именем они появились на страницах арабских и персидских ру-
кописей. В старину кыпчаки состояли из двух самостоятельных племен и
господствовали на территории от Балхаша до Иртыша. Академик В. В. Бар-
тольд считает, что кыпчаки первоначально были лишь одним из тюркских
племен кимаков (кимеки), обитавших в среднем течении Иртыша. Затем
вместе с другими тюркскими этносами они создали конфедерацию племен.
В VII веке кимаки кочевали на землях северного Алтая — Прииртышье и
входили в состав Западного тюркского и частично Уйгурского каганатов. В
XI веке история знала 11 кыпчакских колен (родов, племен). Ими уп-

равляли ханы, которыми могли стать только представители ханской семьи.
У кыпчаков бытовало право на кровную месть.
Во второй половине XI века на северных берегах Черного моря кыпча-
ки объединились с оставшимися здесь печенегами и узами, получив в
русских летописях название половцы. Название это связано с соломенно-
белым цветом волос кыпчаков. В Европе их называли куманами, а в Венг-
рии — кунами. Кыпчаки впервые упоминаются как куманы в 1078 году. По-
ловцы (кыпчаки, куманы) представляли собой высокорослый и белокурый
народ. Половецкие женщины славились своей особой красотой. Кыпчаки
отличались от других тюркских племен религиозностью, храбростью, быс-
тротой движений. Они приносили пленников в жертву своим богам.


Слово «кыпчак» в «Орхоно-Енисейских надписях» не зафиксировано.
В письменном памятнике «Огуз дастаны» слово «кыпчак» означает «дре-
весная кора». В «Исламской энциклопедии» на турецком языке этимология
слова «кыпчак» связывается с понятиями «вспыльчивый», «разгневан-
ный», «подвижный», «не могущий на месте стоять». Некоторые древние
источники утверждают, что имя Кыпчак сначала носил конкретный че-
ловек. Что касается слова «куманы», то оно в сочинениях Анны Комнин,
дочери византийского императора Алексея Комнина, означает «степняки».
В древнетюркском языке слова «куман» и «кун» означали «желтый, бело-
курый, свет, день». С XI века название кыпчаки на Балканах исчезает.
Вместо него в византийских и западных источниках стало использоваться
слово «куманы».
Под давлением каракитанов в 1017 году кыпчаки откочевали на запад.
В середине XI века они уже обитали на территории, простиравшейся от
северных районов Аральского моря до северных районов Черного моря.
Степь между Алтаем и Каспием была местом постоянных столкновений
между тремя тюркскими племенами: печенегами — огузами, узами (частью
огузов) и кыпчаками. До X века силы были почти равны. Однако в кон-
це X — начале XI веков кыпчакские орды постепенно стали теснить узов
с берегов Волги и Дона на Балканы, а узы, в свою очередь, стали теснить
печенегов в том же направлении. Борьба кыпчаков с узами (огузами) стала
темой произведения под названием «История деда Коркута». Со временем
кыпчаки, являвшиеся самым мощным тюркским племенным объединени-
ем, превратились в страшную силу для Киевской Руси, достигнув ее границ
в 1051 году. Четыре года спустя (1055 г.) они появились на левом берегу
Днепра под Переяславлем. Тогда русские летописцы впервые начали упо-
минать о кыпчаках.
В 1030-1064 годах кыпчакские орды вытеснили из южных районов
Руси сначала узов, а затем и печенегов. Некоторые русские исследователи
разделяют историю кыпчаков в южнорусских степях (с 1055 по 1223 гг., до
битвы на реке Калке) на четыре-пять периодов. В период 1061-1091 годов

кыпчакское население было единственным властелином степей Киевской
Руси. А к концу XI — началу XII веков кыпчаки занимали территорию от
озера Балхаш до Дуная. В арабских источниках она называется Дешт-
и-Кыпчак, а в русских летописях — Половецкая степь. Считается, что
объединенными силами русских дружин кыпчаки впервые жестоко были
разбиты на «своей собственной земле» лишь в 1103 году. Это произошло
на берегах речки Сутин (река Молочная, впадающая в Азовское море). В
южной Руси кыпчаки находились под серьезным влиянием христианства.
Напомним, что на территории между Днепром и Дунаем, включая
Пруто-Днестровье, кыпчаки образовали так называемую «Черную Ку-
манию». Отсюда они совершали походы в пределы Византии и Венгрии.
Правители Киевской Руси часто использовали кыпчаков друг против дру-
га. Русские летописцы отмечают, что за 33 года (1128-1161 гг.) кыпчакские
орды 15 раз осуществляли набеги на русские земли в качестве союзников
Ольговичей. Серьезно подорвали силы кыпчаков походы русских князей,
осуществленные в 1190-1193 годах. К концу XII — началу XIII веков обста-
новка в степях относительно стабилизировалась. Набеги кыпчаков на Русь
стали более редкими. И русские князья прекратили организовывать набеги
и походы на них. Такова была военно-политическая обстановка в южнорус-
ских степях в момент появления в Киевской Руси монголов.
На ее южных окраинах монголо-татарские орды впервые появились
в 1223 г. 31 мая 1223 года на берегах реки Калка произошло первое сра-
жение монголо-татаров с русскими дружинами и кыпчаками-союзниками
русских князей. Русы и кыпчаки потерпели поражение. Одной из при-
чин поражения было отсутствие единства в рядах русских войск, а другой
— бегство с поля боя кыпчаков, не выдержавших длительной битвы. Пос-
ле монголо-татарского нашествия часть кыпчаков вошла в состав Золо-
той орды, а другая переселилась за Дунай, главным образом в Венгрию.
Вместе с венграми кыпчаки принимали участие в боях против Византии.
Часть их находилась по найму у болгар, вместе с которыми также воевала
против Византии. Держали они путь и в Сирию, Египет. Однако первые
массовые появления кыпчаков в устье Дуная и предгорьях Карпат были
зафиксированы еще в 1080 году. Но наиболее сильное движение кыпчак-
ского населения из южнорусских степей по направлению к Дунаю и за
Дунай началось только во второй половине XII века и продолжилось до
конца XIII века.
Стремясь рассеять и уничтожить непокоренных кыпчаков, в последний
раз подошедших к стенам Киева в 1234 году, монгольский хан Батый добил-
ся своих целей только в 1237-1242 годах. Тогда кыпчакское «степное царс-
тво» было уничтожено политически. Это дало толчок к очередному пере-
селению кыпчаков в Болгарию, где и так было слишком много переселенцев-
печенегов и узов. И тех же кыпчаков. Историки отмечают, что особенно

большая их волна откочевала на территорию Болгарии весной 1241 года.
Ее правители направили кыпчаков в восточную Фракию. На территории
Византии они окончательно разделились на три части. Одна часть слилась
с узами, уже принявшими христианство. Другая часть смешалась с пе-
ченегами — мусульманами (мусульманами — гаджалами, называемыми
также читаклар). Самая же большая часть кыпчаков была расселена во
Фракии и Македонии, отмечает болгарский историк Атанас Манов. Отме-
тим, что, оказавшие сопротивление монголам в XIII веке кыпчаки со вре-
менем растворили в своем составе немногочисленные остатки монгольских
племен на Балканах.
Период (вторая половина XII — начало XIV вв.) истории многих народов
Восточной Европы невозможен без знания истории кыпчаков, которые все
чаще фигурируют в источниках в качестве постоянных участников собы-
тий в Подунавье и на Балканах. В 1186 году кыпчаки (куманы) создали
просуществовавшее до захвата Добруджи монголами (1242 г.) Второе
Болгарское государство, сыграв большую роль в его возрождении. Бра-
тья Петр и Асень (по кличке Белгун) — правнуки болгарского царя Борилы
— принадлежали к знатному княжескому куманскому роду. Куманом был и
царедворец (вельможа при царском дворе) по имени Герман. Куманом (пе-
ченегом или узом) по происхождению был Георгий Тертери, занимавший
болгарский престол в 1280-1292 годах и положивший начало новой куманс-
кой династии в Болгарии. Последний потомок болгарского царя куманского
(печенежского или узского) происхождения по имени Георгий II Тертерий
(Тертер) умер в 1323 году.
Печенеги, узы и кыпчаки почти три с половиной века господство-
вали на территории южной Бессарабии и значительной части совре-
менной Румынии. Они оставили след в румынском языке и топонимике
этих регионов, фамилиях и именах людей. Название Бессарабия, например,
восходит к «Басар» (имя) и «Аба» (мн. число, «отцы»). Так звали сына хана
Ток-Томера, что означает «отец-завоеватель». Населенные пункты и фами-
лии Аслан, Балабан, Буга, Буздуган (боздоган-серый сокол), Караджа, Ка-
раман, Узун, Кунев (кун — так называли венгры кыпчаков), Чакан и многие
другие имеют печенежско-узско-кыпчакские корни.
Особый след кыпчаки оставили на территории Венгрии. Сын ко-
роля Белы IV, наследник престола Иштван, был женат на принцессе вождя
кыпчаков (куман). От этого брака у них родился мальчик по имени Ласло,
будущий король Венгрии — Ласло IV. За все время его правления кыпчаки
имели большое влияние на короля, всячески поддерживали его. Кыпчаки,
оставшиеся на территории Венгрии, приняли христианство. В 1278 году
они подписали с королем соглашение и начали вести оседлый образ жизни.
Но еще сотни лет понадобились, чтобы кыпчаки окончательно переплави-
лись в венгерском обществе. Остались лишь имена: Алпар, Айяз, Болмаз,

Чабак, Чубук, Чуртан, Чертан, Илан, Итик, Кутлу, Кол-Бас, Кондуз, Сатмаз,
Ол-Дамур, Ал-Темир, Толун (Томан — тот, кто родился в 14-й день месяца),
Торсук (Тулум), Янгорта и другие.
Отметим, что в послемонгольскую эпоху кыпчаки как народ больше не
упоминаются. Имя «кыпчак» появляется как название рода у узбеков и ка-
захов. Особую известность кыпчаки получили в новейшей истории наро-
дов Средней Азии, развитии их языков. Тем временем в истории народов
Балкан медленно, но все более уверенно укреплялась новая этничес-
кая общность — гагаузы, специфический тюркский народ.

Все о истории гагаузкого края и не только !

ВверхВверх