Кто такие Огузы ?

Кто такие Огузы ?

Огузы
В древнетюркском языке слово «огуз» означает «стрела» (ок). Оно
имеет также значение «род, племя». Буква «з» — показатель множествен-
ного числа. В византийских источниках огузы упоминаются, как «узы», а в
арабских и персидских рукописях, как «гуз» («гуззы»), В русских летопи-
сях огузы, узы проходят как «торки». Имена огузов впервые упоминаются в
эпитафиях VI века, найденные на берегах реки Барлык (Китай). По утверж-
дению академика В. В. Бартольда, в VI веке огузы объединили все племе-
на от Китая до Черного моря в одну кочевую империю. Когда огузы вхо-
дили в состав азиатских гуннов, они имели сначала шесть родов, а позже
— девять. Орхоно — Енисейские надписи содержат синтагму «Dokuz (Tokuz)
Oguz budun», что значит «народ, состоящий из девяти огузских родов (пле-
мен)». Из них историкам известны только два — Куны и Тонра. В VII — VIII
веках огузы обитали на берегах Селенги (Монголия, Бурятия). В 714
году они стали подчиняться Западному каганату гёктюрков, а затем — до
середины IX века — находились в составе Уйгурского каганата.
После распада Восточного тюркского каганата (745 г.) одна часть огузов
перекочевала в Китай. Другая часть осталась на месте, которая и признала
верховную власть уйгуров. Третья часть огузов, которые на определен-
ном историческом этапе стали главным компонентом гагаузского эт-
носа, со временем взяла курс на Балканы. Процесс откочевки огузов, как
и других тюркских племен, шел очень медленно, хотя он и имел непрерыв-
ный характер. С VIII века огузы компактно проживали в районе нижне-
го течения реки Сырдарьи. Обитали они также в Приаралье и Северном
Прикаспии.


В 840 году «Докуз огузы» окончательно освободились от уйгурского
диктата. Большая их часть, покинув западные районы Монголии, двинулась
к берегам Сырдарьи, где уже жили другие огузы. Старые и новые пришель-
цы образовали здесь одно мощное племя. С течением времени обитавшие
на берегах Селенги огузы стали мало похожи на сырдарьинских огузов X
века. В XI веке многие слова, использовавшиеся сырдарьинскими огузами,
не были известны «Докуз огузам». Со временем огузы стали насчиты-
вать 24 рода (клана). На берегах Сырдарьи они разделились на две вет-
ви — Бозок и Ючок, во главе которых стояли по одному «колбей» («кол»
— ветвь, крыло; «бей» — правитель 12 родов). Их разделение приобрело ха-
рактер военно-политической организации. Каждый огузский род имел свой
флаг и тотем (на языке индейцев означает «его род»; объект религиозного
почитания). Тотемами огузов служили дикие птицы, которых нельзя было
употреблять в пищу. Тотемы разных родов иногда повторялись. У огузских
племен X века существовала кровная месть.
Не существует единого мнения ученых о происхождении огузов. Рус-
ские востоковеды В. В. Бартольд и В. В. Радлов считают «тюркитов» («гёк-

тюрков») и огузов одним и тем же племенем. Понятию «тюрок» Бартольд
придает политическое значение, а понятию «огуз» — этногеографическое.
С ними не соглашаются турецкий историк Сюмер и венгерский иссле-
дователь Ласло. Они считают гёктюрков и огузов разными племенами.
Венгерский востоковед утверждает, что, если бы гёктюрки (тюркиты) со-
стояли из огузов (или, наоборот), они взяли бы имя «Докуз огузов». Хотя
большинство историков все еще не может дать аргументированного
ответа на вопрос о происхождении «Докуз огузов» (девяти тюркских
родов), но исследователи считают, что именно они заложили основу
зарождения огузского народа. Махмуд Кашгарский (вторая половина XI
в.) отмечает, что названия огузских родов восходят к именам их древних
предков. Он же пишет, что не было «чистых» огузов. В них постоянно
вливались и другие этнические группы.
В начале X века большая часть огузов все еще поклонялась шаманам.
В ту далекую эпоху Средняя Азия долгое время была плацдармом соперни-
чества христианства и ислама. Христианство несторианского толка, привне-
сенное из Ирана, куда, в свою очередь, было привнесено сирийцами, про-
никло в этот регион раньше, чем ислам. В первое время оно пользовалось
значительным влиянием среди местных племен. Относительно широкое
распространение христианства среди тюрков началось в VII веке. Речь
можно вести только о какой-то части тюрков, в частности, об узах — основ-
ном компоненте древних предков современных гагаузов. Отметим, однако,
что вследствие прекращения сношений со странами христианской культу-
ры, христианство в Средней Азии исчезло постепенно в относительно ко-
роткий срок, не оставив здесь по себе существенных следов.
Распространение ислама среди огузов в Средней Азии началось в
VIII веке. Среди западных их групп даже в X веке ислам не пользовался
большой популярностью. Более широкое распространение он получил сре-
ди восточных огузов, на которых в одно время довольно сильное влияние
имело государство Саманидов в Средней Азии (875-999 гг.; столица Буха-
ра). На религиозной почве огузы часто выясняли свои отношения, прибе-
гая к силе. Арабский географ Макдиси утверждает, что до конца X века на
берегах Сырдарьи ислам приняла лишь небольшая часть огузов, которые
проживали в маленьких городах нижнего и среднего течения реки. Географ
Мехмед Нешри утверждает, что в 999 году две тысячи огузских шатров (12-
15 тысяч человек — Ф.А.) приняли ислам и стали мусульманами. С тех пор
их стали называть «тюркиманами» (ту ркменами). В руках же непринявших
ислам огузов находились главные города-крепости. По утверждению ту-
рецкого историка Догана Авджыоглу, до X века тюрки вообще враждебно
относились к исламу и арабским миссионерам-агитаторам этой религии.
В византийской историографии первые сведения об узах (огузах)
приведены в X веке в труде императора Византии Константина Багрянородного «Об управлении империей». Однако в X веке самым надежным источником об огузах Поволжья являются «Записки» (921-922 гг.)
арабского географа и писателя Ибн Фадлана.

Все о истории гагаузкого края и не только !

ВверхВверх