Кто такие Узы — Торки — Гуззы ?

Кто такие Узы — Торки — Гуззы ?

Узы (торки, гуззы)
Узы (торки, гуззы) — часть племени огузов. Большая их часть откочева-
ла с берегов Сырдарьи в конце X — начале XI веков. Огузы шли двумя пу-
тями. Огузы — сельджуки, в составе которых было немало и других кланов,
избрали юго-восточное направление (районы Среднего Востока и Малой
Азии). Другая часть огузов (узов), которая отказалась принять ислам, через
Волгу и другие реки направилась на Балканы. Некоторые исследователи
называют их еще черноморскими огузами, ставшими со временем костяком
этногенеза гагаузского этноса. По византийским источникам, в IX веке узы

обитали за Уралом. Затем, потеснив печенегов, они заняли территорию
между Уралом и Волгой, где, по утверждению византийского императора
Константина Багрянородного, все еще жили в 950 году. В X веке арабский
писатель Массуди находит узов уже на правом берегу реки Дон, которая
отделяла их от хазар. Остатки узов обитали у реки Дон еще в первой чет-
верти XII века. Здесь они вели отчаянную борьбу с кыпчаками.
Надо полагать, что среди этих узов были как христиане — несториане,
так и язычники, постепенно принимавшие по ходу движения к берегам Ду-
ная христианство православной ветви. На них большое влияние оказывала
религиозная действительность Киевской Руси и Византии. Хотя часть древ-
них предков гагаузов и начала принимать христианство в южных степях
Киевской Руси, о чем свидетельствуют русские летописи, но окончатель-
ное принятие православия этническими компонентами гагаузского этноса
(печенегами, узами и кыпчаками) произошло на Балканском полуострове.
Христианами гагаузы, как самобытный народ, стали на Балканах в
XIII — XIV веках. В этой связи напомним, что раскол христианства на две
ветви — западную (католическую) и восточную (православную) произошел
в 1054 г.


Как и другие тюркские кочевники, узы не знали конечной цели своего
движения. Их состав не был однородным. По мере продвижения на Запад к
ним постоянно присоединялись остатки других племен, и не только тюрк-
ского происхождения. Уже в первой четверти XI века узы, приближавшиеся
к границам Киевской Руси, были настолько смешаны с другими племенами,
что выделить памятники их культуры на территории южнорусских степей
археологи затрудняются. Утверждается, что, когда в первой половине XI
века узы достигли северных берегов Черного моря, их численность могла
достичь 30 тысяч кибиток (300 тысяч человек). Некоторые историки назы-
вают даже цифру в 600 тысяч человек. По их мнению, столько узов могло
быть в 1064-1065 гг., когда они переправлялись через Дунай на Бал-
каны. Думается, обе эти цифры не соответствуют действительности. Они
слишком велики.
Исторические факты свидетельствуют, что часть узов раньше начала
движение с берегов Сырдарьи к владениям Киевской Руси. Как отмечает
русский историк Н. М. Карамзин, в 985 году услугами узов воспользовался
киевский князь Владимир, когда шел на волжских булгар. Историки отмеча-
ют. что узы «не отличались особенной дикостью и воинственностью». Они
«по своему миролюбию» позволили части печенегов остаться на старых
кочевьях. Продвижение главной массы узов к пределам Руси началось
в 1034 году, когда печенеги в последний раз напали на нее. Они достигли
ее границ в 1035-1036 годах и стали называться в русских летописях
торками, а в Византии — узами, в арабских источниках — гуззами. Этим
ознаменовался конец второго этапа массового скопления узов в Прикаспий-

ской низменности и на территории до реки Дон (Танаис). В XI-XII веках в
составе наемных войск правителей Киевской Руси были также печенеги,
узы, венгры и др. Тюрки обычно составляли конницу.
Отрезок времени, когда узы продвигались с берегов Сырдарьи до сте-
пей, примыкающих к Каспийскому и Азовскому морям, условно можно на-
звать началом первого этапа кочевой жизни узов. В южнорусских сте-
пях узы задержались сравнительно недолго. По времени они больше всего
находились в Прикаспийской низменности и на территории до реки Дон, а
также в пути из Новороссийского края (Новороссия) до берегов Дуная (40-е
годы XI в.). Этот отрезок времени можно назвать вторым этапом коче-
вой жизни узов. Узы, представлявшие в Средней Азии мощное племенное
объединение, по мере продвижения на Балканы серьезно потеряли в воен-
ной силе. Они несли слишком большие людские потери.
Под давлением кыпчаков (половцев, куманов) узы (торки) впервые
появились в окрестностях Воини (Киевская Русь) в 1055 году. В ту эпо-
ху Войня была пограничным укреплением в нижнем течении реки Сула. В
том же году они первый раз обрушились на территорию Переяславского
княжества. Правителям Руси пришлось идти на узов и в 1059-1060 годах.
Для борьбы с узами русы заключили (1055 г.) союз с кыпчаками. После
сокрушительного поражения в 1060 году узы уже не смогли собраться с
силами и продолжить сопротивление ни русским дружинам, ни кыпчакам.
К тому времени вся Древнерусская степь оказалась в руках кыпчаков.
Побежденные узы разделились на три части. Небольшой их остаток
с примесью печенегов в 1060 году скрылся в районе реки Дон. Вторая часть
узов поселилась на границах Киевского и Переяславского княжеств, време-
нами восставая против русов. Однако, придя на определенном этапе к комп-
ромиссу с правителями Киевской Руси, они стали их верными союзниками.
В 1095 году узы (торки) уже находились на службе у великого князя Вла-
димира 11 Мономаха (1053-1125 гг.). По словам летописца, они «исполняли
секретные поручения во время нападения кыпчаков (половцев) на Переяс-
лавль». Наиболее крупным местом поселения узов стало Поросье — область
по реке Роси — правом притоке Днепра. Здесь для них был построен город
Торческ. Отметим, что по сравнению с печенегами и кыпчаками узы не-
долго занимались опустошением южнорусских степей. Это продолжалось
менее четверти века. Более пяти лет они хозяйничали в степях Киевской
Руси. Напомним, что в древнетюркских источниках Днепр называется
Узы. Один из притоков Волги и Дона в старину также назывался Усы
(Узы).
Третья (основная) часть узов под давлением кыпчаков после пораже-
ния (1060 г.) начала движение по Причерноморской низменности, посте-
пенно переходящей в Южно-Молдавскую равнину, в частности, Буджак-
скую степь. Она пошла на Балканы. Узские кочевники нашли в Буджаке
немало своих соплеменников — печенегов, оставшихся здесь после того,
как их основная масса откочевала за Дунай. Подчеркнем, что в первой
половине XI века печенежское население в Днестровско-Дунайских землях
и Буджакской степи имело тенденцию к росту. Во второй половине XI века,
когда узы в течение четырех лет продолжали свой путь с берегов Днепра
к Дунаю, в Днестровско-Прутском регионе и Буджакской степи произош-
ло новое смешение печенежского и узского населения — двух основных
компонентов будущего гагаузского этноса.
По утверждению русского историка В. Г. Васильевского, большая часть
узов достигла берегов Дуная в сентябре 1064 года. До них эту реку пере-
секали: гунны (408 г.), авары (679 г.), печенеги (1048 г.), а спустя 27 лет
(1091 г.) на его берегах появились кыпчаки. При переправе на правый берег
Дунай унес десятки тысяч человеческих жизней. Немало их тогда погибло
от болезней, а также от пристрастия к вину. Несмотря на это, дунайские
гарнизоны византийцев не устояли перед оставшимися кочевниками. Глав-
ными объектами интересов узов стали Фракия и Македония. В 1065 году
они захватили почти весь Балканский полуостров, дойдя до Салоник.
После 1064-1065 годов почти полвека на узов, обосновавшихся за Дунаем
и не имевших контактов с кыпчаками, особое влияние оказывали печенеги
и наоборот. Продолжался процесс этногенза гагаузского народа на основе
двух компонентов — печенежского и узского с незначительным наличием
болгарской и греческой крови.
Однако узы, со временем окончательно ослабевшие на берегах Дуная,
не выдержали напора византийцев, а также своих соплеменников и давних
врагов — печенегов, остатки которых господствовали на значительной части
Балканского полуострова. На узов постоянно нападали и болгары, которые
легко уничтожали их или забирали в плен. Правители Византии расселили
часть узов в Добрудже и Македонии. Они, приняв христианство, поступи-
ли на службу к византийским властям. По словам Анны Комнин, дочери
императора Византии Алексея I, преданными слугами ее отца были два
узских полководца — Уза и Карач. На политической сцене Византии узы, с
которыми власти считались, продержались более двадцати лет. Добруджа и
Македония со временем стали главной колыбелью гагаузского этноса.
Определенный контингент узов перекочевал в Венгрию, но особого следа
они здесь не оставили. На протяжении XIV века эти переселенцы полно-
стью растворились среди венгерского населения.
В конце второй половины XI века часть узов перебралась назад на ле-
вый берег Дуная. Сначала они обитали в Буджакской степи, а затем отко-
чевали на территорию Киевской Руси. Возвращенцы были расселены на
территории между реками Стугна и Рось. Здесь уже обитали узы, отказав-
шиеся откочевать на Балканы в 1064-1065 годах и ставшие христианами.
Почувствовав свою силу, «балканские» и «русские узы» не раз бунтовали с

целью возвратить себе независимость. Разгромленная правителями Киевс-
кой Руси в 1080 г., часть узов вновь пошла в направлении Балкан. На пра-
вом берегу Дуная они расселились в районе Делиорман, где уже обитали
печенеги и некоторые другие этносы.
А оставшиеся на территории Киевской Руси узы, обессиленные давле-
нием Руси и природными катаклизмами, к концу XI века надолго притих-
ли. Уже в 1095 году, будучи христианами, они состояли на действительной
службе на Руси. Немногим более ста лет спустя остатки «русских узов»
вновь пошли по маршруту: южные районы Киевской Руси-Буджак-
Балканы. Это было после поражения русских и кыпчаков в войне с мон-
голами (1223-1224 гг.). По утверждению болгарского историка гагаузкого
происхождения Атанаса Манова, власти Византии расселили их в Силист-
рии, Мангалии, Каварне, Балчике и Варне. Здесь закончился процесс при-
нятия ими христианства. На Балканском полуострове усилился процесс
этногенеза гагаузского этноса на основе трех компонентов — печенежс-
кого, узского и кыпчакского. И в этой связи подчеркнем, что печенеги и
узы в старину входили в состав племени огузов, а кыпчаки и узы, отмечает
академик В.В.Бартольд, были двумя различными народами.
Отметим, однако, что и позже небольшие группы узов, как перед этим и
печенеги, продолжали кочевать с берегов Дуная к берегам Днепра и обрат-
но. Определенное время они обитали на просторах Буджакской степи. Это
продолжалось до тех пор. пока они окончательно не растворились среди
других этносов. Византийские источники все чаще стали называть узов ко-
манами (куманами). Узы исчезают со страниц истории Балкан в начале
царствования императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), а печенеги
— после их разгрома в 1123 году. Узов и печенегов все больше стали на-
зывать куманами (кыпчаками), хотя в ту эпоху еще немало их проживало
в Византии. Немало печенегов и узов было и на территории нынешней Рес-
публики Молдова и Киевской Руси.

Все о истории гагаузкого края и не только !

ВверхВверх