Этимология слова «гагауз»

Этимология слова «гагауз»

Этимология слова «гагауз»
Отметим, что до начала XIX века в исторических, литературных и ста-
тистических источниках понятие «гагауз» в значении названия народа не
использовалось. Гагаузов включали в состав болгарского населения. Это
понятие впервые появилось в документах переписи населения царской Рос-
сии (1897 г.). После этого историки выдвинули свыше двадцати раз-
личных, порой взаимоисключающих друг друга гипотез об этимологии
слова «гагауз».
Считается, что первая часть (гаг или гага) глоттонима «гагауз» может
быть собственным именем главы родовой общины части огузов.
Говорится, что «гаг» восходит к слову «хак», в переводе с арабского
языка означающему «право, правота, верно». «Хак» означает также «путь,
указанный религией (dinin gosterdii yol)».
Утверждается, что слово «гагауз» связано с именем правителя Анато-
лийского сельджукского государства Кейкавуса II (1238-1278 гг.).
Говорится, что первая часть слова (га или гага) восходит к санскриту.
На его диалектах га (гага) означает «потомки, внуки, преемники, наслед-
ники».
Какая же гипотеза исторически наиболее правдоподобна? — спро-
сят читатели.


Отметим, что аргументации авторов гипотез о том, что глоттоним «гага-
уз» связано с именем правителей сельджуков, как и о санскритском его про-
исхождении, не имеют под собой никакой исторической почвы. Почему? В
Добрудже, куда сбежал (1261 г.) из Анатолии Кейкавус II, численность сель-
джуков была слишком мала, чтобы они могли навязать имя своего прави-
теля такому большому этносу, как узы, к тому времени за счет печенегов и
кыпчаков значительно укрепивших свои общественно-политические пози-
ции. Вся история тюркских племен свидетельствует, что ни один тюркский
этнос этого не допустил бы.
Подчеркнем, что этого не допустили бы и византийские власти. Опаль-
ный предводитель сельджуков, не успев обосноваться в Добрудже, стал го-

товиться к захвату власти в Византии. Поэтому он и оказался за решеткой.
Византийский император не мог бы позволить сторонникам Кейкавуса II
взять верх над узами. Власти Византии лояльнее относились к узам, чем к
печенегам и кыпчакам (куманам). Почему? За их покорность императо-
рам, в окружении которых постоянно находились несколько выходцев
из племени византийских узов.
В словарном фонде древнетюрских диалектов почти нет санскритских
слов (санскрит — буквально означает «обработанный»). Это объяснимо. На
санскрите, начиная с 1 в. до н.э., известны памятники народов Юго-Восточ-
ной и Центральной Азии. В современной Индии он используется как язык
гуманитарных наук и культа, в узком кругу как разговорный язык. Однако
полагать, что на неграмотных тюркских кочевников могла оказать влияние
литература, написанная на санскрите, значит серьезно заблуждаться. Не за-
будем и историческое время распространения санскрита, которое было еще
недосягаемо до появления самого понятия «огузы» («узы»). Во времени
этот отрезок составляет почти тысячу лет. Об огузах, которые на берегах
Сырдарьи не имели почти никаких контактов с народами Юго-Восточной
Азии, условно речь можно вести только с VII-VIII веков. Поэтому связы-
вать санскритское слово га (гага) с названием племени огузов лишь
потому, что оно означает «потомки», значит искусственным образом
получить название гагаузского народа.
Тем не менее, однако, отметим общий подход исследователей, стремя-
щихся научно определить этимологию глоттонима «гагауз». Все они схо-
дятся во мнении, что вторая часть слова («уз») связана с племенем огузов.
Поэтому в свете исторического и сравнительного анализа фактов из жизни
огузских родов и других тюркских племен наиболее научными можно счи-
тать утверждения историков, считающих, что первая часть глоттонима
«гагауз»-«гаг» связана со словом «хак» или означает собственное имя
главы родовой общины части узов.
Известный российский тюрколог Н. А. Баскаков впервые высказал пред-
положение, что «гагаузы (гаг+узы)» и «хакогузы (хак+огузы) — это одно и
тоже. Он считает, что хакогузы являются частью племени огузов. Эта часть,
видимо, состояла из различных родов племени огузов, а не только одного
из 24 его родов. В лексикон современных гагаузов-христиан арабское слово
«хак» в религиозном смысле («путь, указанный религией»), как слово Ал-
лах, могло войти еще в Средней Азии. В таком случае, следует признать,
что часть огузов, принявшая христианство (или отказавшись принять ис-
лам), сначала и стала называться хакогузами, а позже узами. Известно, что
термин «тюркмен» в историографии появился, когда тюрки начали прини-
мать ислам. В политическом смысле тюркмен («тюрк» + персидское «мен»)
сначала означал «принявший ислам похож на тюрка». Этот термин имеет
собирательное значение и не относится только к одному из родов огузов

или других тюркских племен. Действуя методом исторической аналогии,
можно предположить, что та часть огузов, которая приняла христианство
(или отказалась принять ислам), действительно, и стала называться «хако-
гузами» — «настоящими огузами», «верными огузами». А после откочевки
части огузов с берегов Сырдарьи в направлении Балкан их стали называть
узами. На каком-то этапе термин «гага» («гаг») мог иметь самостоя-
тельное значение и относиться к одному из кланов узов (родовых об-
щин), которые были частью племени огузов.
Автор этой книги придерживается мнения, что первая часть глот-
тонима «гагауз» — «гаг» или «гага» — была связана с собственным име-
нем главы родовой общины части огузов (узов). В тюркских языках раз-
личные варианты «гага» или «гаг» известны. Их значения связаны с конк-
ретными людьми, давшими названия селам, долинам, рекам, крепостям. В
Грузии сохранилось кыпчакское название крепости и долины «гаг».
Имя Гаг (Как) носил один из кыпчакских беков-полководцев — вождь
общинного рода Гаглар. На севере Черного моря на территории Турции
имеется озеро Чага. Второго сына Чингисхана звали Чага-Тай, именем ко-
торого был назван чагатайский язык. В Турции имеется населенный пункт,
который называется Чага (область Болу). И, наконец, напомним, что село
Баймаклия (под Бендерами) расположено на реке Чака.

Все о истории гагаузкого края и не только !

ВверхВверх