Федеративное государство Ябгу

Федеративное государство Ябгу

Федеративное государство Ябгу
На берегах Сырдарьи огузы имели свое федеративное государство Ябгу
(Байгу, Джабгу, Джабуйя — верховный правитель государства). Средневеко-
вые источники не содержат конкретных сведений о времени его возникнове-
ния, но процесс его формирования происходил на обломках Западного тюрк-
ского каганата (после 30-х годов VII в.). Первые упоминания о государстве
огузов появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях
конца IX — начала X веков. О существовании государства сырдарьинских
огузов (середина VIII — первая четверть XI вв.), речь идет и в книге «Китаб
ахбар ал-булдан» древнего автора Ибн ал-Фалиха. У этого государства в X
веке существовали два политических центра: в районе между западными
отрогами Тянь — Шаня и Сырдарьинскими Каратау (так называемая Старая
Гузия) и Новое Селение со столицей Янгикент (Yeni Kend), расположенной
в низовьях Сырдарьи. Янгикент, существовавший еще в эпоху античного
мира, был зимней ставкой огузских вождей.
О внутриполитической жизни государства сырдарьинских огузов све-
дений почти нет, если не считать отрывочные заявления отдельных арабс-
ких и персидских авторов. Государство не было монолитной политической
структурой. Оно по существу состояло из полусамостоятельных и факти-
чески независимых владений. Во главе каждого из 24 огузских родов госу-
дарства Ябгу стоял бек. Среди беков были приняты строгие, иерархические
отношения. В огузском обществе до принятия ислама женщины нахо-
дились в относительно свободном положении. В некоторых эпических
сказаниях утверждается, что Ябгу — верховные правители федеративного
государства — происходили из рода кайы. Происхождение слова Ябгу все
еще остается неясным.


Огузские роды постепенно дробились на мелкие общины и покидали
обжитые места. Это было выгодно кыпчакам, стремившимся вытеснить
огузов за пределы Средней Азии. В середине XI века практически пере-
стали существовать какие-либо прочные связи между огузскими родами.
В конце X — начале XI веков в государстве шел интенсивный процесс раз-
ложения родоплеменных институтов. Государство сырдарьинских огузов
отличалось большой пестротой, по своему этническому составу не являясь
однородным. На берегах нижнего течения Сырдарьи проживали также ира-
ноязычные племена.
В середине второй половины X века в огузском обществе появились
явные признаки ослабления его силы. Острый кризис, разразившийся

в нем на рубеже X-XI веков, завершился распадом государства Ябгу.
Точных сведений о том, когда именно это произошло, не существует. Неко-
торые историки считают, что это было в 1 ООО году, другие называют более
позднее время. Распад государства был обусловлен как внутренними, так
и внешними причинами. Среди сырдарьинских огузов на общественно-
политической, социально-экономической и религиозной почве произошел
серьезный раскол. Последствием этих раздоров, особенно после принятия
частью населения ислама, было переселение в Иран решительных сто-
ронников ислама — предводителя Сельджука и его клана, относившихся
к роду кынык. Они со временем в Передней Азии образовали мусульман-
скую империю Сельджукидов. Косвенные данные дают основание пола-
гать, что переселение сельджуков в Иран имело место во второй половине
X века.
Еще сильнее на огузов стали оказывать давление тюркские кып-
чакские племена, удары которых не выдержало государство Ябгу,
окончательно развалившись. Датой окончательного его развала можно
считать 1043 год. Тогда победоносные сельджуки из Хорасана подчинили
себе Хорезм, а правитель огузов Шахмелик проиграл им борьбу. Падение
Огузского государства сыграло роковую роль в исторической судьбе
огузов Средней Азии. Кыпчакское нашествие прервало процесс консоли-
дации тюрков-огузов в этническую общность типа народности раннефео-
дальной эпохи.
Уцелевшие огузские роды (племена) распались на три части. Одна
их часть вслед за сельджуками ушла в Малую Азию (Анатолию), другая
осталась на месте и, приняв ислам, составила основу будущей туркменс-
кой нации. Некоторая часть огузов растворилась среди кыпчаков и других
тюркоязычных племен в половецкой Степи (Дешт — и Кыпчак). А третья
(видимо, большая) часть сырдарьинских огузов, отказавшись принять
ислам, через южную Русь двинулась на Балканы. Она и стала назы-
ваться узами (торками в русских летописях), а также черноморскими
огузами. На их пути были такие водные преграды, как Волга, Дон, Днепр,
Днестр и Дунай. Вслед за этой частью огузов (узов) на Запад шли кыпчаки
(половцы, куманы), появившиеся на берегах Сырдарьи во второй половине
XI века.
Узы вступили в жестокую борьбу со своими родичами — печенегами,
являвшимися одним из родов племени огузов. Однако для вытеснения пе-
ченегов на Балканы у узов не хватило сил. Совместно с хазарами они еще
в 889 г. начали вытеснять печенегов, захватывая их территории, ассимили-
руя их оставшиеся группы. Так начался этногенез гагаузского этноса, со
временем ставшего на Балканах специфическим тюркским народом,
окончательно сформированным на базе узского (основа), печенежского
и кыпчакского компонентов.

Все о истории гагаузкого края и не только !

ВверхВверх