Гагаузы — сложный тюркский этнос

Гагаузы — сложный тюркский этнос

Гагаузы — сложный тюркский этнос
Этногенез (греч. ethnos народ + genesis — рождение) означает рождение народа. Основными компонентами являются узы, печенеги и кыпчаки.
На их формирование как самобытного народа на Балканах в определенный
период времени оказывали влияние болгары, греки, сельджуки — огузы и
турки-османы. А после переселения (конец XVIII — первая половина XIX
вв.) части гагаузов в Бессарабию и некоторые другие регионы царской Рос-
сии на гагаузское население особое влияние стали оказывать славянские и
романские этносы. Это влияние продолжается и сейчас. На Балканах в болгарских и греческих гагаузах болгарского и греческого компонентов больше, чем в молдавских и украинских гагаузах.
Однако главным компонентом гагаузского этноса являются узы.
Об этом свидельствуют языковая близость двух этносов печенегов и узов и
результаты анализа этнонимики. Об этом свидетельствует также идентичность (или близость) географических названий в Средней Азии и на Балка-
нах, связанных с родом кайы племени огузов, к которому восходят самые
древние предки гагаузов, утверждают авторы энциклопедии «AnaBritannica»
на турецком языке (т. 13, с. 108). В древнетюркском языке слово «кайы»
означало «сильный и здоровый человек, сила и мощь».
В узском костяке этногенеза гагаузского этноса печенежского эле-
мента больше, чем кыпчакского компонента. Почему? Печенеги и узы

относились к одному и тому же племени огузов, хотя и к разным родам.
Языковые диалекты, на которых они говорили, были очень близки. Эта чис-
тая лингвистика является надежным доводом наших утверждений о том,
что в гагаузском этносе больше печенежской крови, чем кыпчакской. Кып-
чаки не относились к племени огузов. Их диалект серьезно отличался от
того тюркского диалекта, на котором говорили узы и печенеги.
Но есть еще историческая и географическая стороны вопроса. Хотя
на левом берегу Волги печенеги, узы и кыпчаки долгое время жили в соседстве, но узы и печенеги исторически имели больше контактов друг
с другом. Считавшие себя более привилегированным племенем, кыпчаки
старались силой заставить другие этносы быть своими рабами. Они охотно
продавали печенегов и узов византийцам и арабам. Кыпчаки не подпускали
к себе близко тюрков других племен. Об этом свидетельствует и фольклор
казахов. Отметим далее, что по всему длинному пути из Средней Азии на
Балканы, продолжавшемуся дольше века, впереди узов к берегам Дуная
постоянно шли печенеги, гонимые теми же самыми узами. На своем пути
узы подбирали десятки тысяч печенегов и вместе с ними продолжали двигаться на Запад. Эти отставшие от своего рода печенеги «переваривались»
в узском котле, оказывая на предков гагаузов свое влияние.
И кыпчаки, шедшие за узами, на своем пути подбирали «заблудившихся» узов и печенегов, но, во-первых, не в таких масштабах. Во-вторых, если
отставшие печенеги добровольно вливались в состав узов, то кыпчаки вое-
вали с Киевской Русью, чтобы захватить узов, которые были самыми ярыми
защитниками ее границ от нашествия кыпчакских орд. Об этом свидетельствуют русские летописцы той эпохи. Укажем также на тот факт, что не одно
столетие на территории Киевской Руси и на Балканах печенеги и узы
имели постоянные контакты, хотя и недружественные. Этого у узов с
кыпчаками не было. На Балканском же полуострове несколько десятков
лет узы даже не знали, где находятся кыпчаки (куманы).
Как отмечает болгарский историк гагаузского происхождения Атанас
Манов, одна часть кыпчаков на нынешней территории Болгарии объединилась с узами-христианами, откочевавшими сюда в 1064-1065 годах. Другая часть кыпчаков слилась с печенегами-мусульманами, которые позже
стали называться «гаджалами». По подсчетам болгарского профессора
В. Н. Златарски, даже при огромных потерях узов в бесконечных столкновениях с византийцами и печенегами, а также от болезней в конце XI века
на Балканах их оставалось больше, чем печенегов и кыпчаков.

Все о истории гагаузкого края и не только !

ВверхВверх